Оглавление:

                 Создание флота

 



 Если бы флот Конфедерации не смог бы прорвать линкольновскую блокаду, все было бы потеряно. Сложность была в том, что флота Конфедерации не существовало.
                                                                                                  Бартон Дж. Хендрик

      Война на море сыграла особую роль. Если не полагать, что судьбы наций определяются свыше, то приходится признать - война на море во времена первых броненосцев могла привести ко множеству возможных исходов. Вопрос "а что было бы если…" актуален при ее изучении, как нигде и никогда. Роль морской мощи в исследованиях, посвященных этой войне, часто недооценивается. Однако можно утверждать, что Конфедерация проиграла эту войну, проиграв войну на море, и могла бы выиграть ее в случае победы на море. Если бы блокада была прорвана, то материальная поддержка Конфедерации могла быть более значительной. Если бы южане удержали Новый Орлеан при помощи более мощной броненосной эскадры, чем бы окончилась блокада всего залива? Могло бы увенчаться успехом вторжение европейцев в случае, если бы воды вокруг южных портов не находились бы исключительно под контролем северян, а оспаривались бы в боях броненосных эскадр?

                                                         Создание флота.

Сырьевая база экономики Юга не могла поддерживать индустриальную надстройку, и эта врожденная слабость как ничто другое способствовала поражению Конфедерации.                                                                                                        Чарльз Б. Дью

       Датой рождения флота Конфедерации стало 20 июня 1861 года, когда правительство переехало из Монтгомери в Ричмонд. В этот день было создано военно-морское министерство и на должность секретаря назначен энергичный и компетентный Стивен Меллори . Стивен Р. Мэллори (Stephen R. Mallory), бывший сенатор Соединенных Штатов от Флориды, ставший Секретарем Флота Конфедерации, считался в 1860 году едва ли не самым лучшим специалистом по флоту среди штатских. Он сразу сформулировал три составные задачи флота южан в войне с Севером: оборона гаваней, фортов и заливов; срыв военно-морских операций федералов в территориальных водах Юга и нападение на коммерческие суда северян.

       К несчастью для Юга, счастливый случай, способный изменить ход войны на море с самого начала, не был использован. Югу требовалось действовать с самого начала этого противостояния сколь можно быстро и решительно. По информации Дэвида Холлета (David Hollett), Джефферсону Дэвису были предложены десять военных кораблей Британской Ост-Индской компании. Эта компания с окончанием индийского восстания и введением британского управления Индией была ликвдирована. Десять кораблей были выставлены на продажу, и компания Fraser, Trenholm & Company, симпатизировавшая Конфедерации, запросила лишь номинальную цену. Генерал П. Г. Т. Борегар (P. G.T.Beauregard), один из двух командующих в первом сражении при Булл-Ран, убеждал президента Дэвиса принять это предложение, благо Юг мог легко себе это позволить. Что десять паровых деревянных (а несколько из них даже имели железный корпус) боевых кораблей смогли бы предпринять против флота северян, представлявшим в 1861 году силы малые и рассредоточенные - в том, конечно, случае, если бы они были с должной скоростью вооружены, укомплектованы экипажами, и объединены в одну эскадру - несложно представить. Как минимум, все начинания флота северян были бы серьезно задержаны, и Юг через свои порты получил бы много больше военных поставок. Как максимум - эти силы могли бы разгромить флот Севера.

      В 1860 году Юг располагал лишь одиннадцатью достаточно мощными прокатными станами: пятью в Вирджинии (самый мощный - у J.R.Anderson & Company, более известной под своим старым названием -Tredegar Iron Works), тремя - в Южной Каролине, двумя - в Теннеси, и одним - в Джорджии.

Однако в 1863 году нехватка железа стала уже критической, и сильно задержала военно-морские проекты южан. Эта проблема в сочетании со сложностями с железными дорогами, и занятием федеральными войсками ключевых городов и территорий Юга обрекла все усилия последнего на неудачу

       В 1860 году из Южных Штатов (включая Кентукки и Мэриленд) поступала одна шестая часть всей руды. Хотя все южные штаты, исключая Луизиану, Миссисипи и Флориду располагали железорудными залежами, южане в основном полагались на добычу железа в Алабаме и северной части Джорджии. Постепенно, из-за успехов северян, добыча железа в Алабаме стала важнейшим и практически единственным источником железа для Конфедерации. Однако железо, даже будучи добытым и выплавленным, часто требовало длительной транспортировки для дальнейшего использования.

        В течение войны южане использовали еще один источник железа - рельсы с железных дорог. Юг буквально съедал свою железнодорожную сеть. Однако, к концу 1862 года, этот источник иссяк - все запасы рельс были использованы, важнейшие железные дороги - потеряны. Замена старых рельсов на новые также становилась все более сложным делом. В результате нехватки железа и угля Tredegar Iron Works работал в течение 4 военных лет едва на треть своей мощности. По крайней мере, десять броненосцев конфедератов были разрушены на стапелях, так и не дождавшись своей брони. Подобный дефицит фактически означал, что Конфедерация в течение всей войны не располагала полноценной военной экономикой.

         Другой слабостью Юга была неспособность строить паровые машины в больших количествах. Южане большей частью использовали машины с уже построенных кораблей, но следует отметить, что их предполагалось заменить, когда будут доступны лучшие машины. Но этого не случилось из-за буквально удушающей Конфедерацию блокады. И машины, и материалы должны были быть доставлены из Европы, но из-за блокады этого не произошло. Воздействие блокады только усиливалось тем, что северяне благодаря совместным операциям армии и флота захватывали один стратегически важный пункт на побережье за другим. После утраты Конфедерацией своих позиций на побережье все заводы и верфи, вместе с теми недостроенными кораблями, в отношении которых это являлось возможным, были перемещены вглубь страны. Этот "переезд" важнейших предприятий и недостроенных кораблей означал дальнейшие задержки ввода этих кораблей в строй.

 

         В довершение всего, с начала 1862 года Юг испытывал серьезную нехватку рабочей силы. Те опытные рабочие, которые не вступили в армию с самого начала, были призваны позже. Потребность же в опытных рабочих на строительстве военных кораблей в течение войны лишь возрастала. Ирония судьбы была в том, что эта нехватка имела место на Юге, который, как отмечал Уильям Н. Стилл младший (William N.Still, Jr.) "активно использовал труд негров, как профессиональный, так и неквалифицированный, буквально во всех областях экономики".

         Следует отметить, что быстрое падение Нового Орлеана, Норфолка и Мемфиса с их мощными судостроительными предприятиями, случившееся еще в начале войны, стало основной причиной крушения всех морских планов Юга. Если добавить сюда тот факт, что небольшой судостроительный завод в Пенсаколе из-за контроля, установленного северянами над выходом из гавани благодаря захвату Форт Пикенс, также не был использован во время войны, то становится ясно - единственной надеждой Юга на изменение хода событий в свою пользу была постройка броненосцев в Европе, или европейское же вторжение.

         Но тем не менее, 20 июня 1861 году у Конфедерации не было ни одного корабля, а уже к августу 1862 года 44 торговых корабля были переделаны в боевые, построены 24 новых корабля (12 - броненосцев), в процессе строительства находилось 23 корабля. Уникальность флота Конфедерации заключалась в том, что в нем не существовало двух одинаковых судов с одинаковыми двигателями и вооружением.

       Еще одним поставщиком кораблей для флота Конфедерации стала Европа. Агент Конфедерации в Европе Джеймс Баллок, едва прибыв в Англию, принялся размещать заказы на верфях. Но усилия Меллори и его подченных по увеличению численности флота оказались тщетны -флот Конфедерации остался микроскопическим - всего 150 кораблей (7 из них были рейдерами, то есть кораблями, занимающимися захватом коммерческих кораблей США в нейтральных водах) и морскую войну Конфедерация проиграла задолго до её начала.

  Источники:

  1. Альманах Войны,История,Факты. Almanac Wars,History,Facts  № 2(4) сентябрь 2003

  2. Северная Америка век девятнадцатый



Hosted by uCoz