Капитан армии конфедератов
Фрэнсис Ли спроектировал, а инженеры Теодор Стоуни и Дэвид Ибах построили в
Чарлстоуне две или три полупогружаемые лодки "Давид".
Строительство осуществляла фирма "Southern Torpedo Boat Company". Название было дано в честь
библейского героя, сокрушившего великана Голиафа. Под "голиафами"
подразумевались корабли адмирала Джона Далгрена (1809—1870),
осуществлявшие морскую блокаду Чарлстоуна.
Внешне "Давид" напоминал сигару
длиной 50 футов (15,24 м), диаметром 9 футов (2,74 м) со срезанной в
центре верхней частью. Там установили паровую машину, снятую с
недостроенной речной канонерки. После заполнения балластных цистерн водой, на поверхности оставались
только дымовая труба и фальшборт, ограждавший тесный кокпит (выемку в
центре "сигары"), где размещался экипаж в составе пяти человек. В носовой
части крепился шест длиной 20 футов (6,1 м), на конце которого в медном
контейнере находилась мина (134 фунта пороха, т.е. 60 кг) с взрывателем
ударного действия. Скорость полного хода лодки достигала 5 узлов (9,26
км/час).
Целью
для первой атаки был выбран броненосец северян "New
Ironsides" (Новый Железнобокий), водоизмещением 4277 тонн, который был
вооружен 14-ю короткоствольными 280-мм орудиями и по огневой мощи
превосходил любой форт конфедератов в районе чарлстоунской бухты.
20 августа 1863 г. "Давид" под
командованием капитана Джеймса Карлина отправился в свой первый боевой
поход. Учитывая слабость паровой машины, его спланировали так, чтобы отлив
помог выбраться в море, а прилив — вернуться обратно. Около полуночи
Карлин заметил броненосец, дал полный ход и тут, как назло, сломалась
машина. "Давид" остановился, а через некоторое время вахтенные с "New
Ironsides" заметили его и обстреляли из ружей. Южанам удалось починить
машину и ретироваться.
После этого на "Давид" был
назначен новый командир, лейтенант Глассел . Кроме него, в команду входили инженер
Стоуни (старший помощник), Томбс (механик), Чарлз Скемп и Джозеф Албс
(матросы).
Вечером 5 октября он снова отправился в поход.
Вот как
описывает его рейд американский адмирал Портер в своей книге "Морская
история гражданской войны":
"Перед нападением на "Ironsides" миноноска стала на якорь против острова
Моррис и атака была назначена на 9 часов 15 минут вечера, когда на палубе
судна обыкновенно не бывает никого, за исключением вахтенных. Часовые неожиданно заметили
плывущий в воде вблизи судна небольшой черный предмет, похожий на
шлюпку. Вахтенный офицер, мичман Ховард приказал стрелять в него: в момент
отдачи этого приказания судно получило сильный удар от взрыва мины,
который поднял огромный столб воды, заливший палубу и машинное отделение.
Мичман Ховард, смертельно раненый ружейным выстрелом с миноноски, умер
пять дней спустя. Близость "Давида" и ограниченность цели, каковую он
представлял, не позволили употребить против него артиллерийские орудия;
все жеего преследовали сильным мушкетным огнем, пока не потеряли из вида.
В погоню за ним сейчас же отправились два монитора, но хотя с корабля
спустили еще два катера помогать им в поисках, найти ничего не смогли. К
счастью, "Ironsides" не получил никакого повреждения; своим спасением он
несомненно был обязан ошибке в определении расстояния между миной и
корпусом броненосца"...
Столб воды от взрыва взметнулся до клотиков мачт и,
опадая, залил на миноноске топку котла. Лейтенат Глассел, приказав команде
оставить судно, вместе с двумя моряками доплыл до грузового
парохода федералов и там сдался в плен. Но матрос Скемп плавать не умел, он
остался на "Давиде", который беспомощно дрейфовал в темноте по воле
течения иволн. Спустя час механик Томб, прыгнувший вместе с другими за
борт, случайно оказался возле миноноски.
Он взобрался на нее, вдвоем они
сумели вновь развести огонь в топке и благополучно вернулись в Чарлстоун. В
целом атака прошла успешно. Однако "Новый Железнобокий" практически не
пострадал в результате взрыва. Его спас мощный броневой пояс, тянувшийся
вдоль ватерлинии (размеры броненосца были 70 х 17,5 х 4,8 м). Атакующие
неправильно определили его нижнюю границу, поэтому не смогли направить
мину в незащищенную часть корпуса.
С этого момента
моряки-северяне, поверив в реальность подводной угрозы, усилили
бдительность и получили приказ расстреливать без предупреждения любой
подозрительный предмет в воде.
В марте 1864 г.
"Давид"
атаковал и повредил канонерскую лодку "Мемфис" (Memphis), а 18 апреля—
один из фрегатов федерального флота. Под впечатлением достигнутых успехов конфедераты начали
строительство еще нескольких аналогичных судов. Два или три из них были
завершены постройкой, но участия в боевых действиях не приняли в связи с
падением Чарлстоуна в феврале 1865 г.
Источники:
- Тарас А. Е. История подводных лодок 1624-1904.
- М.: ACT, Мн.: Харвест, 2002.