Оглавление:

"Пионер"

("Pioneer")



 

 

 

Спустя четыре дня после начала гражданской войны в США  правительство Конфедерации штатов Юга разрешило своим гражданам каперство, т.е. захват вражеских торговых судов с целью наживы, а также уничтожение боевых кораблей за плату. Не имея флота, оно считало, что для подрыва морских сил федералов надо использовать любые средства. В этой связи стали возникать специальные компании для приобретения либо строительства каперских судов. В Новом Орлеане одну из таких компаний создал маклер хлопковой биржи Хорас Л. Ханли (1823-1863).

Эта компания решила использовать для каперства подводную лодку. В конце осени того же 1861 г. в механической мастерской в Новом Орлеане было начато строительство субмарины "Pioneer" ("Пионер"). Ее спроектировал и строил инженер Джеймс Мак-Клинток, с помощью своего компаньона Бакстера Уотсона.

      В феврале 1862 г. "Пионер" был спущен на воду. Он имел круглый в сечении корпус, водоизмещение около 4 тонн, длину 20 футов (6,1 м), наибольший диаметр 6 футов (1,83 м). Погружение осуществлялось путем заполнения балластной цистерны забортной водой, которую для всплытия откачивали ручным насосом. Экипаж включал трех человек, двое из которых должны были вращать руками коленчатый вал с четырехлопастным гребным винтом на конце. Воздух для дыхания поступал по шлангу, чей верхний конец удерживался на поверхности воды с помощью поплавка. Оружием субмарины служила плавучая мина,  буксируемая на канате длиной 150 футов (45,7 м). Приборы для наблюдения за обстановкой на поверхности воды отсутствовали. Поэтому тактика применения лодки напоминала действия кита. Повернув к вражескому кораблю, лодка погружалась и какое-то время шла в избранном направлении. Затем она всплывала, рулевой выглядывал из люка и корректировал курс одновременно через тот же люк освежался воздух внутри корпуса, после чего следовало новое погружение и следующий этап движения к цели.

       Лодка, которой командовал бывший таможенник Джон Скотт, прошла успешные испытания на озере Пончартрейн  в марте 1862 г. Она погрузилась под воду и взорвала своей миной старую баржу. А 31 марта Ханли получил патент, который удостоверял, что "Пионер" является капером.

      Предполагалось, что теперь он выйдет в море, чтобы топить корабли федералов. За каждое уничтоженное судно компании Ханли полагалась немалая доля от его стоимости.

Однако субмарина не приняла участия ни в одной боевой операции. Прежде чем    “Пионер" смогли использовать, 25-26 апреля 1862 г. Новый Орлеан взяли федеральный флот и армия. Создатели затопили лодку в одном из каналов за городом, чтобы предотвратить захват ее противником. В 1878 г. "Пионер" нашли, подняли и сделали экспонатом национального музея штата Луизиана в Новом Орлеане. Там он находится до сих пор.

 

  

Источники:

  1. Тарас А. Е. История подводных лодок 1624-1904. - М.: ACT, Мн.: Харвест, 2002.

 

 

 

Hosted by uCoz